Патагония (Пунта Аренас — Торрес дель Пайн — Пуэрто Наталес)

Прилетели по традиции за полночь. Патагония, и конкретно город Пунта Аренас встречала холодом и ветрами. Суровый край Земли. Утром, встав, пораньше пробежались по городу. От моря город расползается вверх на холмы, а сверху через Магелланов пролив открывается вид на Огненную Землю. Аллеи засажены деревьями, которые подстрижены как тумбы, в некоторых домах несколько сросшихся ветвями деревьев выполняют роль забора. У одного из жителей города во дворе стоит два столба, на них прибиты таблички — указатели на многие главные города мира. Есть и Москва — около 14 тыс км. Еще в городе несколько потрясающе красивых особняков семей разбогатевших во времена бума выращивания овец. И очень красивое кладбище. Очень жаль у нас не было времени его осмотреть (проехали на автобусе), хотя может это и к лучшему. Город абсолютно не производит впечатления захолустья. Наоборот. У них есть Музей старых машин (автомобили, сельхоз техника, паровозы и по-моему даже пушки), и по городу разбросано множество прикольных памятников. Например, человек, ведущий за собой десяток овец. Впечатления от города сугубо положительные. Город Пунта Аренас — это ворота южной Патагонии. Главная достопримечательность — Мекка — южной Патагонии — Национальный парк Торрес дель Пайн (в переводе с индейского — Башни Голубого Цвета). Вот туда мы и направились ранним утром. Отъехав буквально 15 мин от города по сторонам стали попадаться гуанако и нанду. Октябрь здесь самое начало весны (северной, а точнее южной), поэтому зелени нет и деревья с черными голыми кривыми от ветров ветками, кажутся декорациями к сказке о Бабе Яге.

По дороге мы заехали на обед в город Пуэрто Наталес и осмотрели Куэва де Милодон. Это пещера, где были обнаружены останки некоего существа, названного учеными Милодоном. Туловище, лапы и размер как у медведя, хвост кенгуру и морда лошади — нашли только один экземпляр?. Кроме этого здесь была одна из самых ранних на континенте стоянок человека. Пещера сама размером в сотню метров. Ледник вмялся в горную породу, а когда растаял, образовалась пещера. Здесь на краю Земли очень заметны следы того, как природа трудилась над обликом планеты.

По мере нашего приближения к Парку (350 км) погода портилась. Небо заволокло, временами сыпал не то дождь, не то снег. При въезде в парк нас выгрузили из большого автобуса и разместили в 2 маленьких, по размерам как Рафики. Дело в том, что нам предстояло переехать реку Пайне по мосту — размеры которого по ширине ровно на 5 см больше размера нашего транспортного средства. Это не преувеличение. С утра мы долго рассматривали наш автобусик, но не нашли не одной царапины. До Парка мы как всегда добрались затемно, к ужину повалил снег. Наутро все было белым-бело, а небо напрочь закрыто тучами. Это было очень некстати, потому что лишало нас возможности увидеть Башни — то ради чего мы сюда так долго добирались. Собственно Башни — это три отдельных вертикальных столба или башни, возвышающиеся над средней высотой местности более, чем на 2000 м. (Их высота над уровнем моря 2600 — 2850 м). Образовались они при столкновении двух плит (в результате которого образовались Анды). Окружающие более мягкие породы были примяты ледником, а башни так и остались. Кроме башен в массив входит еще несколько пиков, не менее живописных, но более стандартных по конфигурации. В хорошую погоду весь этот массив является как бы осью, акцентом парка. Где бы ты ни находился, он всегда виден, но с разных ракурсов, поэтому как бы все время разный. Очень-очень жаль, погода приготовила нам очень неприятный сюрприз.

Тем не менее с утра мы поехали на экскурсию по парку, как одеялом укутанному низкими облаками. В такой погоде было свое очарование. Все вокруг стало как будто черно-белым, с редкими яркими вкраплениями то малиновых ягод, то желтого лишайника. По парку разгуливают гуанако и в огромном количестве Магеллановы гуси. Видимо у них начало брачного сезона, они практически все ходили парами. Белый самец и темно-коричневая самка. Наша первая остановка была у Большого водопада. Водопад сам по себе ничего особенного, но цвет воды очень необычный — неярко бирюзовый. В 15 мин ходьбы смотровая площадка на Башни, но мы туда даже не пошли в виду полной безнадеги. Потом был Маленький водопад, и обед в лодже на озере Грей. Перебравшись пешком по подвесному мосту, мы экипировались и сели на кораблик, который повез нас к леднику Грей. Озеро заполонено льдинами, для айсбергов они маловаты. Тем не менее, когда железная обшивка кораблика сталкивалась с такой льдиной, ощущение достаточно неприятное. По мере приближения к леднику температура воздуха ощутимо падала, чувствовалось в прямом смысле ледяное дыхание. Вода серая, как будто грязная с еле заметной зеленью. Ледник возвышается над уровнем воды местами до 10 м. Белый с голубым, растрескавшийся, с местах сколов лед темно-голубой и кажется прозрачным. Надо отметить цвета очень нетривиальные, думаю при ярком солнце все выглядело бы более обычно. Но нас ждал грандиозный сюрприз. От ледника начали откалываться куски. Сначала образовалась небольшая дырка, потом она начала расширяться, потом образовалось некое подобие арки, потом сформировалась дыра насквозь, потом это все с грохотом обрушилось. Естественно при этом возникла волна, и наш кораблик начал трусливо пятиться от ледника. Все увиденное произвело столь яркое впечатление, что затмило коктейль из виски со льдом от ледника возрастом несколько миллионов лет. После всех этих впечатлений была долгая дорога в ночи до Пуэрто Наталеса.

На следующий день мы отправились на экскурсию по фьорду с красивым названием Залив Последней Надежды к ледникам Балмаседа и Серрано. Однако после того, что мы увидели за день до этого, впечатлений практически никаких не было. По дороге видели колонию корморанов и одинокого морского льва. Вечером все направились в бар отмечать окончание тура, поскольку некоторые улетали на следующий день. Для столь небольшого городка в баре было достаточно оживленно, даже несмотря на поздний час. Вино, танцы и ночные сборы. С утра нас отвезли в аэропорт Пунта Аренас и мы перелетели в Сантьяго. Прилетели затемно, идти смотреть город, не было ни времени, ни смысла, ни охоты. Радовал потрясающий панорамный вид на Сантьяго с 16 этажа гостиницы Hyatt. К этому моменту я уже изрядно подустала от путешествия и рвалась домой. Поужинали в обычной кафешке, вкусно и недорого и в ночь снова сборы. Наутро в аэропорт и домой. На обратном пути, мне сказали, что моей брони от Сантьяго до Франкфурта нет. Все обошлось, и на рейс меня посадили, но вот из Франкфурта в Москву не зарегистрировали. Самолет во Франкфурт немного опоздал, стыковка была очень короткая и на московский рейс я прибежала, еле успев, зато меня посадили в бизнес класс. Видимо за это багаж мой не перегрузили, и он прибыл в Москву следующим рейсом, и его привезли мне на дом только ночью.