Токийцы очень любят свои парки, и вообще любят природу. Приходят сюда и по одному, и целыми семьями. Многие с фотоаппаратами, снимают деревья и друг друга. К фотоаппарату почти всегда берут с собой штатив, долго и тщательно выбирают место съемки и ракурс, а не щелкают наспех что попало. Вообще, люди с фотоаппаратами встречаются в Токио постоянно, и не с какими-нибудь маленькими мыльницами, а с настоящими большими фотоаппаратами. Идет себе обычный человек с сумкой или с портфелем, а на плече фотоаппарат в чехле; если вдруг видит на улице что-то, показавшееся ему заслуживающим внимания, то останавливается посреди тротуара и фотографирует. Обычно это бывает что-то изысканное: или какая-то ветка, изогнутая особым образом, или барельеф на стене дома, или распустившийся цветок. Тонкие люди эти японцы. За пределами парков Токио классический каменный мегаполис под завязку набитый людьми. Кто думает, что в Москве много людей, тому надо побывать в Токио, и его мнение изменится бесповоротно. Кто жалуется, что в московском метро слишком тесно, тому стоит один раз прокатиться в токийском метро в утренний или вечерний час пик, и после этого свой родной набитый пассажирами отечественный вагон покажется почти пустым. Кстати, японские пассажиры не ломятся всей толпой в двери прибывающего поезда, а выстраиваются на платформе в организованные очереди в тех местах, где у вагона будут двери, а места эти заранее размечены на полу.
Лично мы в часы пик в метро даже и не пытались заходить, потому что уже только на входе в метро выстраивались такие чудовищно длинные очереди, что казалось невероятным, что все эти люди могут поместиться внутрь. А внутри им еще предстоит отстоять очередь на платформе. Ужас.
На улицах та же самая картина. Людей очень много. В рабочий день в рабочее время еще ничего. А в выходные, да еще во второй половине дня начинает твориться что-то невообразимое. Толпы людей мечутся во всех направлениях. Даже просто идти по улице и то непросто, все время передвигаешься внутри толпы. Просто гигантские толпы собираются на уличных переходах. Подземных переходов нет, а наземные обыкновенно устраиваются на перекрестках и таким образом, что переходить можно сразу во всех направлениях. И вот за время, пока едут машины, со всех четырех сторон накапливаются людские толпы, которые, стоит только загореться зеленому свету, немедленно устремляются навстречу друг другу, схлестываются, как гигантские человеческие волны, мгновенное заполняя весь перекресток полностью; встречные потоки проникают друг в друга во всех направлениях сразу, интерферируют, образуют маленькие водовороты и в конце концов растекаются бурлящими рукавами по окрестным улицам. Особенно эффектно это выглядит, если понаблюдать за таким переходом откуда-нибудь с высоты, например из окон ближайших зданий.
Забиты не только улицы, но и магазины. Нас угораздило попасть в магазин бытовой техники воскресным вечером, и могу сказать, что магазин этот вполне способен вызвать эпилептический припадок. Семь этажей под завязку забиты покупателями. Только заходишь в дверь, и сразу же оказываешься в настолько плотной толпе, что двигаться можно лишь маленькими шажочками, и не туда, куда хотелось бы, а туда, куда несет толпа. При этом вокруг все орет, сверкает и мигает огнями. Из динамиков несется громкая музыка; по радио транслируют рекламу товаров; мигают экранами многочисленные телевизоры; через каждые несколько метров установлены столики, за которыми, пытаясь перекричать весь этот гам, надрываются промоутеры рекламируют что-то особенное, доступное только у них и только именно сегодня вечером. Да еще и японские покупатели имеют обыкновение ходить в магазин с чемоданом. Да-да, это здесь очень популярно: отправляясь в магазин (хоть за вещами, хоть за продуктами), брать с собой вместо сумки чемодан на колесиках, чтобы можно было купить много всего сразу и не занимать руки пакетами. И вот, представьте, среди всего этого чудовищного хаоса, они еще и прутся на эскалатор со своими чемоданами Никогда, никогда больше в жизни, ни за что не пойду в японский магазин в воскресенье вечером.
Улицы Гинзы района дорогого и престижного плотно застроены бутиками известных мировых брендов. И во всех бутиках полно покупателей. В Москве, проходя мимо витрины какого-нибудь Гуччи, я никогда не видела чтобы внутри было больше 1-2 человек, это если там вообще кто-то был. А здесь, не поверите, в бутике Гуччи стояла очередь в кассу. Кроме того, здесь нам встретились магазины таких невиданных ранее марок как Пуччи и Туччи. Они были расположены как раз недалеко от Гуччи и были нами восприняты анекдотически. Тоже, кстати, ломились от покупателей.
Это притом, что цены в Японии очень высокие, и ничего дешевого купить здесь нельзя в принципе. В моем путеводителе на этот счет было написано: откуда бы вы ни приехали в Японию, можете быть уверены, что в вашей родной стране цены на аналогичные товары окажутся ниже.
Японские продавцы дают сдачу только непосредственно в руку покупателю. Покупатель кладет свои деньги на специальную тарелочку, а продавец сдачу на эту же тарелочку не кладет, а ждет, пока покупатель подставит для этой цели свою ладонь. После этого продавец берет пакет с упакованным товаром, выходит из-за своего прилавка, и с поклоном вручает этот пакет в руки покупателю. Какой бы длинной ни была очередь, церемония остается неизменной, что сильно тормозит обслуживание.
Большие универмаги имеют в своем штате специальных девушек. Одетые в нарядные платья и обязательно в небольшие шляпки с круглыми, загнутыми вверх полями, эти девушки стоят сначала у входа в универмаг снаружи, потом внутри, потом у входа на эскалаторы и во всякие разные отделы, и даже просто посреди зала; их задача улыбаться и кланяться всем проходящим мимо покупателям, а также говорить что-то приветственное, типа: универмаг Мицукоши очень вам рад Работа не позавидуешь: представьте, проводить целые дни в поклонах и стоя.
Кстати, начет покупок. У меня была ностальгическая мечта: купить себе в Японии зонтик «Три слона». Такой постсоветский синдром. Думала: вот поеду в Японию и куплю себе там настоящий качественный японский зонтик «Три слона». И что вы думаете? С ног сбилась! Обшарила все магазины ну нет зонтиков «Три слона». Скажу больше: вообще нет приличных японских зонтиков, одна дрянь дешевая. В результате, так как я была уже нацелена на эту покупку, купила, смешно сказать, в Японии немецкий зонтик!! Зонтик, правда, оказался очень хороший и качественный, и впоследствии зарекомендовал себя наилучшим образом, но все-таки он был не «Три слона», и мечта моя так и осталась недостигнутой.
О достопримечательностях много писать не буду. Если кто соберется посмотреть сможет подробно прочитать все в путеводителе.
А примерно через полтора месяца после нашего возвращения в Москву случилось вот что. Получаем мы по почте на домашний адрес письмо, из Швейцарии, от компании, управляющей всеми отелями Ле Меридиен в мире.
В письме анкета с вопросами: все ли нам понравилось в их отеле на Бора-Бора? всем ли довольны? может, есть какие претензии? Вопросов на две страницы. И приложен особый конверт с оплаченным ответом. Не успела я заполнить и отправить эту анкету, как опять нам письмо! Теперь уже непосредственно с Бора-Бора, от генерального менеджера отеля. Тоже, бедный, беспокоится, остались ли мы довольны своим пребыванием в их отеле. Буквально ночей не спит. А уж как он нам благодарен, что мы вообще их посетили слов нет! Теперь без нас скучает и надеется, что мы когда-нибудь еще порадуем его своим приездом. Будет ждать с нетерпением. Такое вот письмо.
Действительно, задумаешься.. Так ждет человек.. Может, порадовать его еще разочек как-нибудь?… Бог ведь троицу любит.