В Сантьяго мы пробыли один день и переместились на юг Чили — край озер и вулканов. Самолет приземлился в городе Пуэрто Монт, а нам предстояла поездка на целый день на остров Чилоэ. С материком остров соединяет паромное сообщение. Долгое время, пока не было регулярной связи с материком, остров развивался обособленно и сохранил богатые традиции и фольклор. Бросается в глаза нетронутая природа и яркие насыщенные глубокие краски, Темно-зеленые склоны холмов, какие-то кустарники с маленькими яркими темно-желтыми цветами, как ковром покрывающие огромные пространства, белые с черными пятнами холеные коровы на изумрудной траве, на фоне яркого опять же темно-голубого неба. Океан всех оттенков синего, голубого и бирюзового. Деревья с невиданными цветами. Краски действительно поражают. Еще остров примечателен своей архитектурой. Многие дома стоят у берега на сваях, что б в прилив можно прямо к двери подплыть. И почти все дома как черепицей облицованы деревянными дощечками. Дощечки из эндемичного дерева алерсе, оно очень рыхлое и легкое, и почти не подвержено гниению. Как растет к сожалению не видели, мало где растет. Дома все покрашены один веселей другого. Я заметила, чем суровее край (Патагония ли, Гренландия — по картинкам), тем ярче люди красят дома. Для поднятия настроения что ли? Вообще-то на Чилое мы ехали пингвинов смотреть. Одели нас в резиновые штаны с сапогами (комбез), посадили в надувные плоты. На море волны, но надо смотреть. Поехали к островам (метров 50 от берега), где пингвины живут. Нет пингвинов — не погода — попрятались все. Вместо колонии проводник еле-еле одного высмотрел, так и тот убежал. Вот так мы пингвинов смотрели.
Но вернусь на остров Чилое. Один штрих. Кормили нас в семейном ресторанчике, одно из национальных блюд — фарш из сырого мяса.
Еще небольшое отступление — гостиницы. Сочетание дерева и камня. Например, полы дерево с мраморными вставками, зеркала в деревянных панелях на стенах, панорамные окна на верхнем этаже в ресторане и лифты — дерево и стеклянные стены с видом на город. Дерева в Чили много и разного и они очень умело используют его при отделке.
Переночевав в Пуэрто Монт, мы (150 человек), перелетели в Темуко (чуть севернее) и переехали в город — курорт — Пукон. Курорт расположен у подножья вулкана Вилларика на берегу одноименного озера. Здесь отдыхают богатые чилийцы, а совсем богатые имеют здесь дома. Зимой можно кататься на горных лыжах, летом купаться в озере и штурмовать склоны вулкана Вилларика. Край этот называется Араукания, по имени дерева араукарии. Дерево настолько символично для этих мест, что даже индейцев мапуче, которые здесь живут, называют арауканами. А дерево и правда прикольное — у него нет отдельно веток и листьев — они как бы срослись вместе и ветки напоминают то ли очень длинную шишку, то ли кактус. Сложно словами объяснить, а на что похоже не приходит в голову. В Пуконе у нас была деловая программа, и города самого мы не видели, и через день, разделившись на 6 групп человек по 30 разъехались в разные части страны. Я полетела в Южную Патагонию, в город Пунта Аренас на берегу Магелланова пролива.